8( 81732) 3-23-53
1 2 3
Печать

О взаимодействии психолога Комплексного центра социального обслуживания

c дошкольными образовательными учреждениями

26 октября 2016 года состоялся педагогический совет в МБДОУ «Детский сад №6» по теме «Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками». Ввиду того, что с штате детского сада отсутствует ставка психолога, на педагогический совет был приглашен психолог БУ СО ВО «КЦСОН Харовского района» с выступлением по предложенной теме.

В ходе выступления психолог изложила следующие теоретические аспекты темы:

  1. Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается, как:

-умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

- эмоциональный отклик на боль другого человека, живого существа.

  1. Л.С.Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – это одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с ними формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок. От этого во многом зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития.

  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудаче, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания является основой эмоционального благополучия и вызывает у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Общительность и доброжелательность выступают как условия развития эмоциональной отзывчивости ребенка.
  2. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношения к окружающим людям.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества.

  1. Заповедь «Откликнись – посочувствуй -помоги!» остается по-прежнему зна­чимой для сообщества людей.

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзыв­чивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру.

  1. Игра – имеет огромное значение в жизни дошкольника. Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. В игре происходит ориентация в отношениях между людьми.

В совместной со сверстниками игре детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно и подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. С помощью игры взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются нравственные привычки.

Уделено внимание и методическим рекомендациям, а именно, были представлены примеры игр и занятий, которые можно использовать на различных этапах развития эмоционального интеллекта. Например:

  • «Выбери девочку» Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Знакомить детей с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.  Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки;
  • «Найди лишнее». Цель: понимание эмоций.   Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор: грустно, печально, тоскливо, радостно; весело, забавно, нечаянно; хорошо, замечательно, отлично, долго и т.д.;
  • Чтение книг, просмотр фильмов. Использование наглядного материала необходимо для лучшего восприятия ребенком тех правил поведения, которые вы хотите объяснить. Чаще смотрите с ребенком фильмы и мультфильмы, где главные герои помогают попавшим в неприятные ситуации людям. Обязательно хвалите героев — ребенок поймет, что умение сочувствовать и помогать высоко ценится во взрослом мире;
  • «Повтори фразу».  Цель: развитие выразительности речи.   Описание игры: педагог называет фразу (например: «У меня есть котенок»), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью;
  • «Нарисуй свои эмоции» - дать ребенку бумагу и цветные карандаши и предложить ему нарисовать самого себя, когда он радуется, грустит, когда ему страшно, и когда он злится и др.

В качестве раздаточного материала разработан буклет по теме (см. Приложение 1).

На наш взгляд, сотрудничество такого плана весьма эффективно. Мы надеемся, что оно будет продолжено не только в рамках педагогических советов, но и в организации работы с родителями.